Alina's Blog

воскресенье, июля 29, 2007

Директ-контент

Интернет-контент, говорящий о потребителе от первого лица, способен перевернуть представления о рекламе. Создать достоверные «отпечатки» личностей было бы сложнейшей задачей, если бы мы сами не взялись так рьяно за ее решение.

«А лет ему от роду… двадцать.— Что, брат? Где тут пятьдесят? Видишь? Двадцать…» Отец Варлаам, разоблачивший Самозванца в пушкинском «Борисе Годунове», зачитывал перечень внешних характеристик, определявших человека как в XVII и XIX, так и в XX веках.

В XXI веке технологии научились идентифицировать личность по гораздо большему количеству параметров. Компания 23andMe, созданная Анной Воджиски, женой основателя Google Сергея Брина, возможно, в ближайшем будущем станет мировой базой данных генетических кодов жителей планеты. К базам данным ДНК компании добавляют базы данных голосов, личных фотографий и записи из дневников. Причем львиную долю этого контента для них «генерим» мы сами.

Секс в контексте

ПЕРВОГО АПРЕЛЯ 2007 ГОДА компания Google объявила о запуске нового сервиса — Google Romance. В пресс-релизе она обещала подобрать каждому зарегистрировавшемуся идеального сексуального партнера, проанализировав находящиеся в распоряжении Google персональные данные. Кроме того, посетителям сайта были обещаны бесплатные любовные свидания (иными словами, Google брался оплатить паре посещение ресторана, клуба, гостиницы и т. д.) в обмен на согласие выслушивать «в процессе» контекстную рекламу. Многие агентства опубликовали новостное сообщение об инициативе компании совершенно серьезно, не обратив внимания на дату. Причина доверчивости новостных агентств и блоггеров к «инициативе» Google, оказавшейся всего лишь первоапрельской шуткой, заключалась том, что все заявленные в пресс-релизе идеи прекрасно укладываются в общую стратегическую линию компании. «Наша цель — сделать так, чтобы в недалеком будущем пользователи смогли обратиться к нам с вопросом: „Что мне делать завтра? Какую работу выбрать?”» — откровенно сказал в мае 2007 года генеральный директор Google Эрих Шмидт.

«Мы не можем ответить даже на самые простые вопросы потому, что мы недостаточно знаем о вас. И именно это — главный аспект расширения Google»,— говорит о стратегии компании Шмидт. Оказывается, в первоапрельском розыгрыше Google не так уж много шутки. От вопроса «какую работу мне выбрать?» один шаг до вопроса «с кем мне спать?». Недавно запущенный сервис iGoogle позволит пользователям персонализировать поисковые страницы. Вместе с услугой Google Personalized Search, которая позволяет сохранять в Сети всю history посещений интернет-страниц, у Google появится довольно полный портрет информационных интересов каждого из нас. Аналогичную технологию, позволяющую создавать «слепки» интернет-активности пользователей, создала компания Yahoo! под названием Project Panama. Знание потребительских и информационных интересов человека позволяет влиять на его поведение в реальном времени. Так, английская компания Autonomy применяет технологию «перехвата транзакций»: она отслеживает момент, когда интернет-пользователь собирается сделать покупку в Сети, и предлагает более дешевую альтернативу. Появление множества прошеных и непрошеных советчиков, знающих о нас почти все, только одно из следствий жизни в персонализированном мире, в который мы вступаем.

Информационное самообразование

ЖУРНАЛИСТ МОСКОВСКОГО ДЕЛОВОГО ИЗДАНИЯ так описывает свою «цифровую жизнь»: «Я веду интернет-дневник в Livejournal, поддерживаю профессиональный блог на базе WordPress; мои CV-анкеты заполнены на LinkedIn и в „МойКруг”, я храню фотографии на Flickr и Photobucket, выкладываю видео на YouTube, пользуюсь поиском на Google и „Яндексе”, держу коллекцию закладок на полезные сайты на Del.icio.us, отмечаю график дел в Todo, связь с друзьями детства поддерживаю на „Одноклассниках”, развиваю адресную книгу Gmail, покупаю на eBay, Amazon.com и Ozon.ru, использую „Яндекс деньги”, веду учет своих задач и достижений на 43things, а также отмечаю любимые места на GoogleMaps».

Этот список может быть как дополнен, так и сокращен, варианты используемых сервисов также могут различаться, но факт остается фактом: пользователи выкладывают в Сеть фантастический объем личных данных, причем добровольно.

Создание подробного личного досье — хлопотное дело. Поэтому довольно интересно, что заставило пользователей интернета взять сей труд на себя. Эпохе добровольной самопрезентации всего несколько лет, но сотни миллионов человек уже не мыслят себя вне ее. Так, первая блог-платформа Blogger.com появилась в 1999 году, сервис социальных закладок Del.icio.us — в 2003-м, компания Flickr — в 2004-м, а ведущий видео-хостинг YouTube — в 2005-м. В том же году появились и российские «Одноклассники.ру» и «МойКруг». То есть буквально вчера. Но сегодня в мире, по данным Gartner, уже около 100 млн блоггеров. Количество пользователей сервиса Flickr приблизилось к 40 млн, аудитория MySpace — к 50 млн человек. Ежедневное число просмотров видео на YouTube превысило 100 млн, а в июне 2006 года его аудитория посмотрела в общей сложности 2,5 млрд видеоклипов.

Это напоминает сделку: чтобы получить блага Web 2.0, за них приходится платить. Сервисами «дванольного» мира невозможно пользоваться, не скормив им добрую порцию персональной информации, причем чем эта порция больше, тем лучше. Сегодня сложно добиться эффективного бизнеса на eBay, не имея там истории сделок. Профессиональные социальные сети окажутся бесполезными, если не делиться в профессиональных дискуссиях опытом и взглядами. Стать популярным в блогосфере невозможно, не оставив в дневнике «отпечаток своей личности», а быть принятым в фотосообщество — без публикации своих фоторабот. Современный человек нуждается в общении с единомышленниками, продвижении по службе, смене работы, самореализации и пр. И все это имеет цену. Имя ей — персональная информация. А раз пользователи начинают ею активно делиться, найдутся и те, кто ею заинтересуется.

Внутренний код

В НАЧАЛЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ GOOGLE никто не верил, что можно индексировать Сеть. На самом деле, как оказалось, задача была вполне подъемной даже для двух студентов. В марте 1996 года Ларри Пейдж запустил поискового робота в Сеть. Начав работать на технике, выпрошенной у хранителей университетских ИТ-закромов, всего за три месяца они проиндексировали 15% Сети — 24 млн страниц и почти 100 млн ссылок. Современные технологии дата-майнинга позволяют выделить в огромных массивах блогов индивидуальные смыслы, намерения, даже эмоции. Сегодня в Сети около 100 млн дневников. Возможно, их индексирование также не займет много времени.

Американская компания Umbria создана для того, чтобы анализировать индивидуальные потребительские реакции в блогах и социальных сайтах. «Мы помогаем нашим клиентам понять, кто испытывает самые сильные эмоции относительно их товаров и услуг»,— объясняет генеральный директор Umbria Джанет Иден-Хэррис. Сбор маркетинговой информации в блогах на первый взгляд трудная задача из-за огромного количества «информационного шума». «Анализ сгенерированного пользователями контента, всей этой массы грамматически неправильных, полных сокращений и недомолвок фраз — вызов для любой ИТ-компании. Тем не менее наши технологии позволяют выделить нужные нам смыслы и эмоции и привязать их к конкретным людям и социальным группам»,— говорит Иден-Хэррис, и от своей идеи отказываться не собирается.

Другие разработки в сфере дата-майнинга еще интереснее. Запустив сервис голосового поиска «411», Google в обмен на бесплатную услугу стал собирать огромную базу данных индивидуальных голосов. А компания 23andMe, запущенная Анной Воджиски, занимается созданием базы индивидуальных генетических профайлов, предназначенных для развития персонализированной медицины. Кажется, круг замкнулся: сотни закодированных следов, оставленных нами в окружающем мире и интернете, смыкаются с таинственной машинерией белков и нуклеотидов, образующих нас самих. Коды снаружи и коды внутри — так что завтра в поисковиках можно будет искать не только ключевые слова, но и «фразы» генетического кода. А контекстные подсказки делать уже на базе генетической информации, например, предлагая потенциальным диабетикам новейшее лекарство. Вполне вероятно, что тогда мы и сможем наконец, как мечтает гендиректор Google, поместить в поисковую строку вопрос «что мне делать завтра?».


Секрет фирмы 2007

Ярлыки: , ,