Alina's Blog

вторник, ноября 21, 2006

О "сладких" недостатках

Тридцать лет назад, в год моего рождения на экраны страны вышел фильм "Сладкая женщина" с Натальей Гундаревой в главной роли. В первый раз целиком посмотрел его только в минувшее воскресенье. В "Энциклопедии кино" фильм этот назван самой известной мелодрамой Владимира Фетина, где "образ главной героини привлекателен не чувственной красотой, а лукаво-простонародным обаянием". Составители справочника наврали. Фильм "Сладкая женщина" по-настоящему страшный. Равно как и образ главной героини, созданной одной из самых гениальных актрис советского кино.

Пояснить свою мысль попробую с помощью свежего зарубежного фильма "Шайтан" (продюсер и исполнитель главной роли - Венсенн Кассель). Неожиданным образом "Сладкая женщина" образца 1976 года и "Шайтан" 2006 года образовали смысловое пространство, в основу которого легла незатейливая на первый взгляд мысль о том, что плохой человек практически никогда не подозревает себя. Что именно он свершает зло.

Недавно поспорили с другом. Он говорил, что добрый человек, выступающий на стороне света, практически непобедим. Главное, чтобы он точно знал, что стоит за свет. Однако беда в том, что добрые, хорошие люди так устроены, что все время сомневаются, рефлексируют, теряют силы на самокопании. А вот, мол, злые люди по этому поводу не заморачиваются, дескать, привыкли к честному самоотчету. Потому и выживают.

Помню, я согласился, что воину света надо, как минимум, знать про себя, что он - воин Света. Между тем честность плохих (буду их так по-детски называть) людей у меня прямых возражений не вызвала. Но и солидаризоваться с этим мнением не спешил. Правильно делал. Отчетные фильмы предъявили как раз типичных плохих людей, которые, да, самокопанием занимаются не часто, но о том, что именно они несут в себе зло, вообще не подозревают! На том, хвала небесам, и прогорают.

Не пожалею места и еще раз скажу, что Наталья Гундарева - великая, гениальная актриса. Ни секунды фальши! Ее героиня - воплощение одномерного существа, чей внутренний человек вывернут наружу. Эта сладкая женщина, эта кукушка с конфетной фабрики, спихивающая случайно родившегося сына с глаз долой, проговаривает про себя буквально все и всем. Чего она хочет и какими средствами собирается добиваться вожделенных благ. Однако мужики и коллеги по работе попадаются на крючок ее "лукаво-простонародного обаяния".

Вот тоже миф, что плохой человек не встречает на пути добрых людей. Еще как, засранка, встречает. И только герой Янковского, возникший в ее жизни случайно в электричке, как Гоша в "Москва слезам не верит", начинает вести себя со "сладкой женщиной" так, как она этого заслуживает. В него-то она и влюбляется, насколько позволяет кукушкина равнодушная душонка. О, как трудны и болезненны претензии последнего в ее жизни мужчины! Она-то считала себя прекрасным человеком, но с ма-а-ленькими недостатками. Но он не подпал под то злосчастное лукавое обаяние и рассказал ей о ней, не намеками, как другие, а в ее же манере - прямым текстом.

"Сладкая женщина" терпит только личный крах. Остается совсем одна. Но все-таки в собственной квартире. Все-таки цела. Персонажам "Шайтана" везет куда меньше. Типичная компания французской молодежи: белый, негр, китаец, арабка отправляются под Рождество в глухой пригород Парижа в гости к случайной знакомой. Программа праздника такая: напиться и накуриться всем чем можно, переспать с кем получится, повеселиться. В деревне встречают радушно: вино льется рекой, женщины подозрительно доступны. Ближе к финалу выясняется, что случайная знакомая - наводчица, хозяин дома, куда попали приятели, давно продал душу дьяволу, изнасиловал свою сестру-дебилку и под Рождество ждет рождения своего демонического отродья. Которому обещал подарить куклу с живыми человеческими глазами. Глаза он заимствует у одного из гостей. Другим тоже праздник будет исперчен, как писал Маяковский.

Финальная сцена, когда демон, ведьма-наводчица, дебилка с вылупившимся выблядком и кукла с только что вырванными у человека глазами встречают светлый праздник, выглядит почти трогательно (во всяком случае, в кинозале аплодировали): эти-то точно знают, кто они такие, и от дел своих не отказываются. Одна деталь: они не люди. А вот послужной список их жертв: нажрались в ночном баре, приставали к девушке, подрались, поехали неизвестно куда ради халявного секса и бухла. Ни разу не пришла мысль, пока шайтан не напомнил, в честь какого праздника они гуляют. И при всем при этом находились в полной уверенности, что они не плохие, а вовсе даже хорошие люди. Так, с маленькими недостатками.

Виктор Лиходзиевский, Берег

Ярлыки: